Главная Концепты Автоспорт Люкс Гиперкары Дороги Полезные советы Обратная связь
Выбор редакции
Шинная компания Dunlop возвращается в Le Mans
Dunlop объявила о возвращении в класс гоночных прототипов LMP1, участвующих в соревнованиях FIA World Endurance Championship (WEC)...
Дакар-2016: команда De Rooy выиграла ралли на обычных грузовых шинах
Нынешнее ралли Дакар, также известное под названием «Одиссея», – это 9000 километров самых сложных дорог, которые ...
Лучшие новогодние подарки для тех, у кого все есть
Вы когда-нибудь хотели поучаствовать в реальных гонках Формулы-1? А если не выходя из гостиной? Теперь это стало ...

Колея, бровка и микст

Колея, бровка и микст


Вторая половина зимы приносит новые трудности. Дорожники не успевают расчищать снег, отчего трассы покрываются ледяными наростами. Как избежать опасности и не улететь в кювет?Зимняя дорога подбрасывает сюрпризы. Если ноябрь-декабрь устрашали гололёдом и плохой видимостью, то вторая половина зимы форматирует реальность по-другому. После обильных снегопадов добавляется колея, ледяные отвалы, снежный бруствер и другие напасти. А чередование оттепелей с морозами скрепляет эти конструкции непробиваемой коркой. Езда по январским дорогам превращается в угадайку и русскую рулетку с непредсказуемым концом. В этих условиях надо брать на вооружение выдержку и так называемое управление загрузкой по осям.В теории при нажатии на тормоз автомобиль упирается колёсами в дорогу, растёт сила инерции, вжимающая их в асфальт. Вес машины перемещается вперёд, разгружая корму. Видно, как машина клюёт носом. При открытом газе, наоборот, загружаются задние колёса, центр тяжести смещается, и можно видеть, как нос приподнимается над землей. На льду эти нехитрые упражнения очень полезны, так как помогают понять физику поведения машины.В колее – крайне аккуратноПосле обильной метели движущийся транспорт прорезает колею в снежном слое. Особенно преуспели в этом тяжёлые грузовики. Края колеи подрастают, леденеют и превращаются в ловушку. Если после оттепели прошёл снежок, то он скрывает их от глаз. Машина в таком коридоре несётся, как трамвай по рельсам. Внутри асфальт, а по бокам лёд. На второстепенных дорогах колея часто образуется одна, и транспорт в оба направления идёт лоб в лоб. Завидя «встречку», водители тормозят и заползают на снежный накат. По джентельменским неписаным правилам колею делят надвое, оставаясь левым колесом на своей «тропинке».Однако при плохой видимости бывает, что машины не успевают разъехаться. К примеру, за холмом или в закрытом повороте «встречку» не видно. Тогда приходится резко выкручивать руль. Повёрнутые передние колёса лучше атакуют лёд. Поэтому машина цепляется передком за края «тропинок» лучше задних покрышек. Нос выскакивает, а задняя ось соскальзывает, и корма влачится в колее. Это самый опасный вариант, при нём автомобиль непредсказуемо несётся боком. Если перекрутить руль, то машина мгновенно вылетит на обочину и далее в сугроб. Если оставить всё как есть, то столкновения не избежать, и вся надежда на мастерство встречного водителя, которое тоже может быть невелико. Как быть? Стараться заранее оттормаживаться перед закрытыми участками до 50 км/ч и выползать из колеи заранее, предугадывая появление «встречки». Есть ещё один способ выскочить: нужно «качнуть» машину вперед небольшим торможением. Тогда задние колёса разгрузятся, и им легче будет перескочить стенку колеи.Внимательно следите за колебаниями в извилистой колееИногда под натиском климатических факторов колея протаивает неровно. Края её волнисты и напоминают лежачую синусоиду. Чуть коснулся её — и автомобиль бьётся в конвульсиях. Если не обращать на них внимания и давить тапку в пол, то колебания войдут в резонанс с подвеской, и передняя ось выскочит наружу. Нос «посмотрит» в сторону, водитель неумело скорректирует увод рулём, и возникнет колоссальная вероятность угодить прямо в кювет. Причём изнутри машины это выглядит как внезапный удар в бок, рывок руля от ужаса и отскок на обочину. Короче, резонанс выбрасывает машины с дороги.Избежать аварии можно торможением загодя для устранения колебаний. Если уж колёса выскочили из колеи, то ни в коем случае нельзя крутить руль слишком сильно. Достаточно крошечной коррекции на пару градусов для компенсации увода и затем несильного торможения, чтобы переместить вес вперёд и навалиться на передок всей тяжестью. Тогда колёса врежутся в мягкий лёд и будут лучше слушаться руля. Машина немного проползёт боком, а потом встанет на путь истинный.Опасайтесь зацепить бровку и не паникуйтеСнежные навалы с краю не менее опасны, чем колея. На глаз определить их глубину невозможно. Грейдер скребёт неравномерно и порой оставляет в выбоинах толстый слой тяжёлого мокрого снега. Во время обгонов левый бок обязательно вязнет в каше, разбрасывает её и сообщает машине вредный крутящий момент. Автомобиль вязнет левым боком. Его словно засасывает на обочину. Далее следует наиболее распространённая ошибка: чрезмерный поворот руля для избегания выезда с дороги. Испугавшись и запаниковав, водители так рвут руль, что заставляют колёса плужить, а затем происходит уже описанный отскок на противоположную обочину. Если опыта маловато, и остановить отскок машины не удаётся, то автомобиль кувыркается в кустах, разбрасывая снежную пыль.Как быть? Если автомобиль «закусил бровку», главное — не паниковать, держать руль твёрдо и стараться лёгким газом тянуть машину из западни. Если она новая, то электроника сымитирует блокировку дифференциала и даст нужную тягу для выезда.Нужно помнить, что автомобиль едет только туда, куда повёрнуты колеса. Даже если развивается снос, колёса обязательно уцепятся за поверхность дороги, и машина рванётся в указанную ими сторону. Хочется, чтобы этой стороной была дорога, а не кювет. На машинах, рождённых до повсеместного внедрения электроники, ведущие колеса в снегу начинают буксовать, и тяга пропадает из-за включения дифференциала. Тогда можно помочь делу управляемым торможением. Покрышки на асфальте всегда лучше тормозят, чем на снегу. Продавил посильней — и машине сообщается противоположный момент, вытаскивающий к середине дороги.Если не помогает ни то, ни другое, то выбирайте место для съезда помягче. Лучше контролируемо поцарапать бампер о ледяной отвал и завязнуть в нём, чем, выкрутив руль, оказаться в противоположном кювете на крыше.Сбавляйте газ при прохождении бруствера на дорогеНа двухполосной дороге нередко образуется приличный бруствер посередине. При обгонах он бывает смертельно опасен. Неудачно вклинившись в него, можно потерять управление, в особенности при неровной колее и выщербленном асфальте в ямках. Внутри снежного бруствера ведущие колёса теряют связь с твёрдой поверхностью. Между ними и асфальтом образуется вязкая плёнка, на которой и всплывает передок. Автомобиль хуже слушается руля, колёса буксуют. В итоге многие интуитивно совершают роковые ошибки: поддают газу, чтобы быстрее пробиться через снежную насыпь, стараются дёрнуть руль вбок. Правильно делать наоборот. Держать руль стабильно, что бы ни случилось, а при прохождении бруствера сбавлять газ. Тогда передние колеса нагружаются и лучше пробивают снежную плёнку.На миксте тормозите плавноМногие на снежной дороге переоценивают силы и совершают многократные обгоны. Бывает, что, выскочив на встречную полосу, за снежной пылью не видишь автомобиль, и приходится отказываться от манёвра. Летом удар по тормозам позволяет быстро занять прежнее положение. Зимой же торможение между полос, когда одно колесо режет снежный бруствер, а другое стоит на асфальте, опасно. Один бок встаёт намертво, а другой проскальзывает. Машина без АБС развернётся, как танк, подставив бок под удар встречному автомобилю. Поэтому на миксте, то есть на поверхности с переменными сцепными свойствами, лучше оттормаживаться плавно, попеременными нажатиями на педаль. Нажал-отпустил — и так несколько раз. Если есть электронная антиблокировочная система АБС, это упрощает дело. Автомобиль не развернёт. Однако и с ней можно проделывать такой же финт, хуже не будет. Для верности перед манёвром рекомендуется включить пониженную передачу, чтобы при случае оттормаживаться и двигателем тоже.В общем, на словах получается красиво. Однако теория без практики не работает. Здесь важно получить опыт контраварийного вождения. Можно найти безопасную площадку и проделать несколько упражнений, имитирующих все перечисленные виды происшествий. А ещё лучше записаться на курсы экстремального вождения, которых сейчас предостаточно. Это позволит почувствовать машину и в реальности научиться избегать сложных ситуаций. Парадокс, но после курсов уже не захочется ездить быстро.

Похожие новости:
Танцы на льду
Танцы на льду
Полный привод — не панацея от зимних бед. Зачастую переднеприводные «пузотёрки» ведут себя на льду более предпочтительно...
Как нельзя ездить в гололёд?
Как нельзя ездить в гололёд?
Начались снегопады, ударил мороз, и привычная зимой слякоть превратилась в каток. Москва опять бьёт рекорды по количеству ...
Внимание: езда зимой на летней резине
Внимание: езда зимой на летней резине
Больше всего аварий в стране происходит в осенне-зимнее межсезонье. И тому есть две причины. Во-первых, водители психологически ...
Как избежать конфликта на дороге
Как избежать конфликта на дороге
Подрезали, нахамили, не пропустили? Прежде чем сесть за руль, нужно набраться терпения, иначе вы рискуете стать героем ...
Как избежать аварии в начале зимы
Как избежать аварии в начале зимы
Самое аварийное время года приходится на межсезонье, особенно когда осень переходит в зиму. Именно тогда резко возрастает ...

Добавить комментарий!